Врач и депутат Псковского областного Собрания от «Яблока» Артур Гайдук прокомментировал заявление первого зампреда комитета по охране здоровья Госдумы Федота Тумусова о том, что российскому здравоохранению, ориентированному на доказательную медицину Запада, пора приобщиться к методам традиционной восточной медицины
Врач и депутат Псковского областного Собрания от «Яблока» Артур Гайдук
10 июня депутат Госдумы и первый заместитель председателя комитета по охране здоровья Федот Тумусов заявил радиостанции «Говорит Москва»: «Мы с точки зрения здравоохранения всё время были ориентированы на Запад. Так называемая доказательная медицина. <...> Мы должны приобщаться к восточным методам лечения людей. А я, как законодатель, должен работать, чтобы гармонизировать законодательство этих стран [Индии и Китая – прим.] с нашим законодательством».
Врач и депутат Артур Гайдук прокомментировал это заявление: «Прочитав это, захотелось кричать матом. Тем более, что заявил это не просто депутат, а зампред комитета по охране здоровья. Но отложим эмоции. Разберёмся (а для кого-то напомним), что такое доказательная медицина, с которой борется депутат, предлагая взамен лечение сушёными морскими коньками.
Доказательная медицина – это научный метод лечения. Когда врач, выписывая лекарство против конкретной болезни, знает на основании исследований, как оно работает. Знает его биодоступность, время полувыведения, точный механизм действия, возможные побочные явления, как оно сочетается с другими препаратами. А так же, точно знает, что это лекарство эффективно, потому что по нему было проведено несколько рандомизированных двойных слепых плацебо-контролируемых исследований.
Как в рамках доказательной медицины проходят исследования? Берётся 2 000 человек с какой-то болезнью. Тысяче дают исследуемый препарат. Ещё тысяче — пустышку (плацебо). Затем ученные и врачи смотрят, работает или нет: есть ли у тех, кому дали лекарство, положительная динамика в выздоровлении, у какого процента, есть ли ухудшения.
Что предлагает депутат Тумусов? Отказ от доказательной медицины, по сути, означает полный отказ от научного подхода. Вот вам рога антилоп против рака, а вашему ребёнку — жабры мант против ветрянки.
Моя оценка: делать это можно или исходя из личной глупости, или в интересах крупных фармкомпаний. Некоторые из них уже сейчас борются ради прибыли за возможность продавать «фуфломицины» – не работающие или не прошедшие должные исследования лекарства.
Какие бы у этого ни были причины, реализация этой идеи — удар по здоровью нации. Даже если представить, что восточные практики работают, то в России, у которой нет тысячелетнего (как у упомянутых Федотом Тумусовым Китая и Индии) опыта применения, это превратится в абсолютное шарлатанство. В зависимость от которого недопустимо ставить состояние здоровья почти 150 млн человек.
России исторически ближе путь научного подхода, по которому развивалась и медицина Российской империи, и сделавшая тысячи открытий медицина Советского Союза. Это и есть наш подход. А ориентироваться на здравоохранение Индии – страны с одной из самых высоких смертностей в мире (!) – как минимум, недальновидно, как максимум, преступно. Это может привести к массовым смертям российских граждан, которых можно было избежать, но за которые никто, в том числе Федот Тумусов, отвечать не будет.
Я понимаю политические условия, в которых сделано заявление. Я понимаю, что против нашей страны и её граждан введены в том числе медицинские санкции. Но ответом на это со стороны депутатов должно быть замещение ушедших лекарств аналогами — российскими или азиатскими. А там, где это невозможно, — уважительный диалог с Европой и объяснение, что санкции за политическую позицию можно вводить только против здоровых людей. Убивать больных отсутствием лекарств нельзя, это бесчеловечно. Это сделает только хуже — как и лечение желчью медведей».