Сфера обращения с отходами является высокодоходной и, по понятным причинам, растущей отраслью экономики. При здоровом государственном регулировании в этой сфере работали бы сотни, если не тысячи в масштабе страны частных компаний, которые были бы ориентированы на потребителя.
Обращение с отходами проходит много этапов, на каждом из которых есть место для эффективного бизнеса: сбор, первичная сортировка, транспортировка, глубокая сортировка, переработка, хранение и захоронение отходов.
Есть специфические, в том числе токсичные, отходы, в частности, медицинские и отходы опасных производств, обращение с которыми должно строго контролировать государство, но и здесь есть пространство для частного бизнеса. Задача государства – создание условий для работы такого бизнеса и контроль за качеством работы.
Вместо создания рыночных институтов власти после 1 января 2019 года создали покрывающую всю территорию страны систему монопольной экономики отходов, ключевыми игроками в которой стали т. н. региональные операторы по работе с ТКО и сами власти. Конкуренция была уничтожена.
Регионы были разделены на т. н. «зоны», Псковская область – на две: северную и южную. Условия конкурсов для организаций, претендующих стать региональным оператором (в первую очередь система баллов для подведения итогов конкурсов), были сформированы таким образом, что победить в них могли только вполне конкретные соискатели. При этом формальные претензии с позиций антимонопольного законодательства к этим конкурсам было предъявить очень трудно, практически невозможно.
Большинство губернаторов лично ездили к будущим региональным операторам знакомиться и открыто проводили переговоры с ними. Так в 2019 году Псковскую область пришла компания «Мехуборка», основные офисы которой были расположены в Москве и Нижнем Новгороде. Она выиграла оба конкурса – на обслуживание северной и южной зон Псковской области, создав дочернюю компанию «Экопром» при сохранении корпоративного бренда.
Все псковские и великолукские компании, которые вышли на оба конкурса, проиграли, им была уготована участь субподрядчиков. Большие частные компании, в первую очередь из Петербурга, которые ранее интересовались работой в Псковской области, причем не только сортировкой и хранением, но и глубокой переработкой отходов, включая строительство полигонов (без государственных средств, только за счет собственных инвестиций) даже не вышли на конкурс: всех предупредили, что регионы распределены между будущими операторами и заходить на «чужую территорию» нельзя: как минимум, потеряешь «свои» территории, как максимум – свой бизнес.
Очень быстро выяснилось, что условия работы на большой, преимущественно сельской, территории с большим числом маленьких населенных пунктов для регионального оператора были практически неизвестны. Недостаток контейнеров (их приобретение попытались возложить на полуживые органы местного самоуправления), нехватка специальных машин, плохие дороги, переход на давно ушедший из обихода т. н. «мешковый» сбор отходов, когда мешки с мусором, в том числе пищевыми отходами, сносятся жителями к дорогам, по которым раз в неделю (в лучшем случае), а то и раз в месяц проезжает машина-сборщик, а к этому времени дикие и домашние звери эти мешки разрывают и растаскивают содержимое, породил хаос и взрыв общественного недовольства, подогретый тем, что утвержденный тариф на вывоз ТКО для частных лиц и организаций вырос по сравнению с предшествующими фактическими расходами в среднем в два раза.
Даже провластное Псковское областное Собрание депутатов было вынуждено трижды за год рассматривать вопрос об обращении с отходами на парламентском часе и требовать от администрации области нормализации ситуации. На это ушло примерно два года. При этом региональный оператор выживал за счёт того, что месяцами не платил субподрядчикам (бывшим фактическим региональным операторам) ничего, что приводило их к банкротству и судам.
В итоге созданная система в обращении с отходами стала похожа на систему кормления – территория страны разделена между вассалами, каждому из которых предоставлена возможность жить за счёт монопольного бизнеса. Не исключаю, что целый ряд региональных чиновников стал регулярно питаться из той же мусорной кормушки, что способствовало росту тарифа. Ртов много, рук мало.
Очень показательно, что введение сортировки бытовых отходов на первом уровне (уровне домохозяйств), т. н. раздельный сбор отходов, что должно было привести к существенному снижению тарифа, так и не произошло, хотя в Пскове и Великих Луках значительная часть жителей не только была готова, но и требовала перейти на раздельный сбор, понимая, что это сократит коммунальные расходы семей. Но монопольный бизнес, работающий от вала мусора, не заинтересован в повышении качества работы, т. к. в неё тоже надо инвестировать.
Уничтожение рыночных механизмов работы с отходами привело к тому, что главным регулятором отношений в этой чувствительной сфере стали власти, от которых зависят территории обслуживания, места расположения локальных полигонов, бюджетные субсидии, крупные подряды на строительство региональных полигонов (в Псковской области его не могут построить с начала реформы, при этом цена конкурса выросла с 2 млрд до 4 млрд руб. из федерального бюджета).
Всё устраивало всех, если бы не люди, которые, вне зависимости от того, кто работает с отходами, требуют качественного, то есть своевременного, оказания услуг по вывозу мусора. И претензии вполне обоснованно высказывают к властям. И тогда система кормления по взаимному согласию монопольного бизнеса и властей дает сбой, начинаются взаимные обвинения и поиски крайних. Уверен: крайними будут региональные операторы, допустившие срыв работ и рост общественного возмущения, да еще на фоне выборов президента.
Зимний коллапс со сбором отходов в городах вызван практически полным отсутствием моделирования и прогноза ситуации на рынке отходов. В течение десяти дней каникул большинство жителей находятся дома, питаются дома, принимают гостей, делают уборку. Объем отходов вырастает существенно. Но вместо увеличения мощностей на дни праздников региональные операторы повсеместно дали отдых своим сотрудникам. Результаты в виде мусорных эверестов – налицо. И никто не может работать с отходами вместо регионального оператора – это запрещено федеральным законом.
Демонополизация сферы обращения с отходами и возврат её к естественным и прозрачным рыночным механизмам возможен только при перестройке всей системы отношений бизнеса и власти в РФ, то есть при смене власти.