Псковская область

Поставленные на счетчик

19.02.2014


Одним из принципов коммунальной реформы (признать провал которой официально власти пока так и не решились) гласил, что потребители услуг ЖКХ должны оплачивать лишь реально потребленные ресурсы и выполненные работы. С этой целью многоквартирные дома обзавелись сначала индивидуальными, потом общедомовыми приборами учета. Помогло ли это установить справедливую систему оплаты ресурсов? Как минимум, не всегда. Достаточно ли одних только счетчиков, чтобы считать цель реформы достигнутой? Очевидно, нет.

 

В распоряжении редакции «Псковской губернии» оказались материалы судебного разбирательства между МП г. Пскова «Горводоканал» и одним из псковских жилищно-строительных кооперативов. Эти прообразы современных ТСЖ, где жилые квадратные метры никогда не были муниципальной или ведомственной собственностью, могли бы стать основой всей коммунальной реформы – еще в советские годы там зарождалась столь востребованная сегодня «психология ответственного собственника», соседское самоуправление и так далее. На деле же именно им, привыкшим жить своим умом, без лишней бухгалтерии и юридической службы, труднее всего вжиться в новые условия функционирования отечественного ЖКХ.

Вдруг откуда ни возьмись

Иван Иванович Захаров, председатель ЖСК № 1. Фото: Светлана Прокопьева

- Во-первых, суд проходил за закрытыми дверями, что в наше время, в моем понятии, не солидно, - начинает рассказ Иван Иванович Захаров, председатель ЖСК №1 (ул. Красных просвещенцев, 4). Этому жилищно-строительному кооперативу больше пятидесяти лет, да и сам Иван Иваныч – человек пожилой, свой трудовой путь он начал еще при Сталине. Причем в Воркуте, где на добыче угля гражданские работали вместе с заключенными. С тем, сталинским, периодом он и сравнивает свои нынешние судебные тяжбы.

- Тогда ведь как было: вечером забрали, утром объявили – 25 лет. 58-я статья, - вспоминает Захаров. - И в моем понятии, в тот же самый период мы возвращаемся обратно. Без разбора настоящего.

Свои суды Иван Иванович проиграл «Горводоканалу» в упрощенном порядке делопроизводства. Раз – известили, что подан иск. Два – сообщили о принятом решении. Ни настоять на своем, ни хотя бы самим разобраться, как появились долги за воду, у кооператива возможности не было, считает председатель.

- Ни с того ни с сего долг образовался, - говорит Иван Иванович и начинает пересказывать свое общение с «Горводоканалом». - Я говорю: я с вашими денежными потоками не связан! Вы высылаете квитанции, абонентский зал ведёт учёт, все под контролем у вас. – «Нет!» - В чем нет? – «А у вас есть общедомовой счетчик».

В доме на Красных просвещенцев, 4 в каждой из 32-х квартир стоят индивидуальные приборы учета - на холодную воду, на газ и электричество. Горячую воду жильцы нагревают себе на газовых колонках, причем поставили их сами, экономии ради перекрыв, по согласованию с МП «Псковские тепловые сети», трубу на входе в дом. Плату за отопление председатель собирает с членов кооператива сам и перечисляет «Теплосетям».

За воду жильцы ЖСК №1 платят напрямую в «Горводоканал», как, сколько, в какие сроки – этого председатель не касается. Лишь получает счета, выставленные по общедомовому счетчику, – и удивляется суммам.

- Потом-то я разобрался! – говорит Иван Иваныч. - Вот он приходит (контролер МП г. Пскова «Горводоканал» - авт.), снимает показания 25-го числа. Выходит, например, 100 кубов. Жильцы на этот момент заплатили за 80 кубов. Я сопоставляю реестр. На конец месяца – это долг тех, кто еще не заплатил.

История обычная: то денег нет, то некогда, в общем, мало кто из горожан аккуратно отправляет поставщикам энергоресурсов показания приборов учета в период с 23 по 25 число каждого месяца, как того требует 354-е постановление правительства. Если сумма показаний поквартирных счетчиков меньше показаний общедомового, разница засчитывается в долг жилищному кооперативу.

- Но потом люди доплачивают то, что не заплатили за предыдущий месяц? – предполагаю я.

- И деньги ушли в песок! – кивает Захаров.

- И долг вам не сокращают?

- Нет, вот отрезали по 25 число, и всё!

Об этом Иван Захаров пишет в своей апелляционной жалобе в 14-й Арбитражный апелляционный суд на решение Арбитражного суда Псковской области от 5 августа 2013 года: «Истец ввел суд в заблуждение и предоставил платежные документы только за те месяцы, в которых имелась задолженность Кооператива, и не предоставил – в которых имелась переплата».

Общие нужды

Диана Орлова, начальник абонентского отдела МП г. Пскова «Горводоканал». Фото: Светлана Прокопьева

- Не так водоканал неправ, как председатель ТСЖ, который год ждал решения суда! – говорит Диана Орлова, начальник абонентского отдела МП г. Пскова «Горводоканал». Долги, взысканные через суд, могли образоваться в том случае, если управляющий неправильно начислял жильцам плату за общедомовые нужды, считает она.

«Общедомовые нужды» – это новация постановления правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. Под ними понимается расход коммунальных ресурсов, условно говоря, в подъезде: общее отопление, вода, взятая на мытьё лестничных клеток, лампочки на этажах. Заодно уж «Горводоканал» засчитывает сюда потери во внутридомовых сетях, аварии, сверхнормативное потребление в квартирах без счетчиков (когда прописан один человек, а живут пятеро), воровство через незаконные подключения или «корректировку» индивидуальных приборов учета – словом: «Что бы ни прошло через счетчик, все входит».

Плата за общедомовые нужды – это и есть разница между суммой индивидуальных счетчиков и показаниями общедомового. Эти «лишние» деньги УК или ТСЖ должны самостоятельно начислять жильцам пропорционально жилой площади квартир. В домах, выбравших непосредственное управление, это делает само МП г. Пскова «Горводоканал». Если в доме установлен общий счетчик (а они теперь обязательны по закону), предприятие каждый месяц выставляет счет по его показаниям. Получится разница с поквартирными платежами – ваши проблемы, господин председатель/директор УК.

- Он должен был начислять людям плату за общедомовые нужды, - разъясняет Диана Анатольевна правильную стратегию управления домом, - а как он рассчитал платежи? Может, он их неправильно рассчитал!

По опыту абонентского отдела, в домах, где во всех квартирах стоят счетчики, плата за общедомовые нужды слишком большой не бывает. Более того, случается, наоборот, сумма индивидуальных платежей перекрывает показания общедомового прибора учета, рассказывает Диана Орлова:

- Допустим, мы насчитали 100 кубометров, а люди сообщили 120. То есть законопослушные граждане даже больше хотят заплатить, округляют в большую сторону. В таком случае мы уменьшаем начисление за воду.

Тогда почему в ЖСК №1 «лишней» воды набирается почти 39 кубометров в месяц? Более чем странно, учитывая, что кран в подвале жители дома на Красных просвещенцев, 4 вообще не открывают, уверяет Иван Захаров.

Загадка тридцать девять

В начале 2014 года ЖСК № 1 узнал о том, что должен «Горводоканалу» еще 17 тысяч рублей.

В ЖСК №1 лестницы моют по старинке – дежурство по очереди и ведро с водой из собственной квартиры, говорит Иван Иваныч. На всякие ремонты деньги собирают по строке «техобслуживание». Уборщицу кооператив не содержит, как и бухгалтера, юриста, слесаря и т.д. Да и сам председатель работает на общественных началах – без зарплаты.

- У нас и понятия нет, чтобы кто-то пошел и в подвале взял воду. Да у нас и подвал всегда закрыт, - недоумевает Иван Иваныч.

Тем не менее, за 2012 год «Горводоканал» отсудил у него 13 тысяч рублей, по итогам 2013-го пришла новая бумага – еще 17 тысяч долга. Для сравнения: каждый месяц кооператив платит за воду порядка 6 тысяч рублей: «Это получается, что три месяца мы совсем не платили?».

Для маленького кооперативного дома на 32 квартиры почти пятьсот тонн неучтенной воды за год – это много. Это получается, что каждый месяц дом расходует на свои мифические потребности порядка 38,8 куба воды, больше, чем лишний куб на квартиру.

Масштаб «общедомовых потерь» впечатляет и Диану Орлову.

- Пусть ходят вместе с нашими специалистами, пусть снимают показания и по квартирам тоже – если не хотят платить лишнего, - предлагает она. - Домик-то небольшой, им это легче организовать. Вот пусть хотя бы раз в квартал снимут показания, если не хотят платить лишнего.

Удивительно, но председатель ЖСК №1, по его словам, приходил в «Горводоканал» ровно с тем же предложением.

- Они говорят: это ваши проблемы, - резюмирует он неудавшийся переговорный процесс.

Хуже воровства

Андрей Тарасов, эксперт по ЖКХ. Фото: Александр Сидоренко

Многоквартирные дома в России вообще не приспособлены к корректному учету водопотребления, считает известный коммунальный эксперт Андрей Тарасов, председатель нескольких псковских ТСЖ.

Расхождение между суммой частных и общедомовым счетчиком можно получить разными способами. Это уже упомянутые протечки в трубах, круглосуточный слив воды при оплате по нормативу на одного, не синхронный съём показаний. Иногда искажение в объёмах дает разное давление в трубах. «Однорукий» кран в ванной (когда холодная и горячая вода открывается одним движением) порой приводит к тому, что из-за разницы давления холодная вода «передавливает» горячую.

- Поэтому утечки холодной воды могут идти прямо в горячую воду. Но деньги за горячую воду будут получать «Теплосети», - объясняет Тарасов. – При этом магазины, которые продают такие краны, – они же не говорят о том, что надо к ним обязательно ставить обратные клапаны, чтобы не происходило вот таких вещей.

Отдельная проблема – воровство воды («особенно хорошо это делают самогонщики»), когда неким хитрым способом ставится магнит на прибор учета. Псковские управленцы говорят об этом как о весьма распространенном явлении, хотя я, например, узнала про данный метод на заседании Псковской городской Думы от сити-менеджера Игоря Калашникова; вообще, точные масштабы воровства ресурсов не известны, и я бы не исключала, что для псковских коммунальщиков это, скорее, удобный предлог, чтобы перестать искать реальное решение проблемы. «Жильцы сами виноваты» - удобно же.

Львиной доли проблем удалось бы избежать, если бы счетчики на горячую и холодную воду стояли не в квартирах, а на лестничных клетках, как на электричество:

- Понимаете? По электроэнергии все четко: ты пришел, ты видишь, есть ли потребление, ты можешь открыть счетчик посмотреть, нет ли там каких-то схем воровства. А с домовыми приборами учета горячей и холодной воды такого нет. И бороться с этим практически невозможно. То есть ты пришел, нажал кнопку звонка, человек сказал: «Не хочу тебя сегодня видеть, до свидания. Приходи завтра», - делится опытом Андрей Тарасов. - Он там поснимал эти магниты, всё восстановил. Ты завтра приходишь – у него всё красиво, всё в порядке. «А чего ты мало водой пользуешься?» - «А я вот экономный человек». И всё.

Эта вечная головная боль поставщиков коммунальных ресурсов, управляющих организаций и председателей ТСЖ запрограммирована на уровне федерального законодательства. Существенный промах коммунальной реформы в том, что поставив во главу угла учёт и контроль, государство не создало к тому достаточных условий: как минимум следует изменить СНИПы, чтобы заставить строителей выносить счетчики на воду на лестничные клетки.

- СНИПы таких требований не содержат, поэтому проектировщики делают дома, которые не учитывают изменений жилищного законодательства, произошедших с мая 2006 года, - комментирует Андрей Тарасов.

По собственному желанию инженеры и архитекторы, разумеется, не станут менять общепринятую схему коммуникаций на более сложную и дорогую. Местные власти тут бессильны: СПИПы – это федеральные полномочия.

Итогом чисто технологической неготовности домов, как опасается Андрей Тарасов, может стать повсеместная местечковая война, когда взбешенные ростом тарифов и новыми платежами люди начнут искать крайних среди своих соседей.

Однако сама по себе проблема не исчерпывается плохим учётом.

- Мы должны с вами понимать, что если нас переводят на систему водопотребления по общему счетчику, у нас должен быть другой тариф, - говорит Тарасов.

Почему? Потому что сегодняшний тариф учитывает и протечки, и неучтенное сверхнормативное потребление, и расходы на подготовку домов к отопительному сезону, и аварийные ситуации – всё на свете. Поскольку тариф не изменился, все эти «радости» мы оплачиваем дважды: сначала – в тарифе, потом – по общедомовому счетчику.

- А второй момент: если ТСЖ берет на себя функции сбора денежных средств с населения, минусуйте еще и стоимость абонентского отдела, - добавляет Андрей Владимирович. Стоимость работы специалистов абонентского отдела «Горводоканала» тоже учитывается в тарифе. Итого: «На 30% минимум тариф должен быть ниже».

Из этого далеко не исчерпывающего перечня проблем абсолютно понятно, что коммунальная реформа не была продумана и как следует подготовлена. Разработчики не взяли в расчет ни существующие в ЖКХ технологии, ни параметры многоквартирных жилых домов, ни техническое состояние жилого фонда и социальной инфраструктуры микрорайонов. Сегодня разобраться в хитросплетениях российской коммуналки сумеет только профессиональный юрист и бухгалтер. Система планомерно выдавливает из себя простых, но честных, с хозяйской хваткой людей, таких как Иван Иванович Захаров.

 

Источник: http://gubernia.pskovregion.org

Дополнительные ссылки