Псковская область

«Надо, чтобы Гамлет родился в Хабаровске»

Владимир Путин открыл в Пскове Год культуры, обсудив основы государственной культурной политики, 05.02.2014


3 февраля в Псков оценить отреставрированное здание Псковского драмтеатра приехал президент России Владимир Путин. На премьеру «Графа Нулина» он не остался, но упомянул о спектакле во время совещания. Лучшую рекламу Василию Сенину мог бы обеспечить разве что сам Александр Сергеевич Пушкин. Словом, Псковскому театру повезло – особенно на фоне обсуждения драм в других регионах России.

Василий Сенин и Владимир Путин в здании театра. Фото: Сергей Герасимов

Миф о том, что Владимир Путин всегда и повсюду опаздывает, 3 февраля был развенчан простым и недорогим способом: в розданной на руки программе попросту отсутствовали какие-либо временные ориентиры. Когда прилетит, дескать, тогда и прилетит. На всякий случай в пресс-центре областной администрации сформировали стратегический запас бутербродов, позволяющий протянуть в ожидании пару-тройку дней.

Была только одна контрольная точка: в 18.00 на большой сцене Псковского драматического театра имени А. С. Пушкина должна была начаться премьера спектакля «Граф Нулин» в постановке Василия Сенина [ 1]. Очевидно, что без художественного руководителя театра, равно как и без министра культуры Владимира Мединского, начинать бы не стали. Только этим и утешались те, кто работал на совещании с президентом, имея билет в кармане.

Первое достоверное известие, что президент уже в Пскове, пришло в пресс-центр около 16.00. Перед совещанием Владимир Путин зашел в театр и оценил отреставрированное здание в компании худрука и губернатора Андрея Турчака. В зале администрации тем временем рассаживались по местам приглашенные.

«Если нет культуры, то непонятно вообще, что такое суверенитет»

Владимир Путин, президент РФ. Фото: Сергей Герасимов

После долгого ожидания старт расширенного заседания президиума Совета по культуре и искусству показался стремительным.

Владимир Путин обозначил совещание в Пскове как одно из первых мероприятий в рамках Года культуры в России и одновременно как этап подготовки «Основ государственной культурной политики».

- Мы все понимаем ту огромную роль, которую играет культура в развитии России, в укреплении её авторитета, влияния в мире, да и в сохранении целостности нашего государства и национального суверенитета, - сказал Владимир Владимирович. - Потому что если нет культуры, то непонятно вообще, что такое суверенитет, и непонятно тогда, за что бороться.

Подготовленный для президента текст, честно говоря, не отличался глубиной («Культура – это многогранное явление: это и театр, и кино, и живопись, и литература, и народное творчество»), но зато чётко обозначал темы для обсуждения: гастрольная деятельность, театры малых городов, детские театры. К последним референты успели не очень аккуратно привязать случившееся в Москве ЧП (3 февраля старшеклассник расстрелял своего учителя в московской школе № 263).

- Следующий вопрос – театры для детей и юношества. Надо воспитывать новое поколение зрителей с хорошим художественным вкусом, умеющее понимать и ценить театральное, драматическое, музыкальное искусство. И если бы у нас делалось это должным образом, может быть, и трагедии, подобной сегодняшней московской трагедии, не было бы, - заявил Владимир Путин.

«Путин объяснил захват заложников в школе плохим художественным воспитанием», - написала потом «Лента.ру».

«Не просто включить механизм голосования»

Владимир Мединский, министр культуры РФ. Фото: Сергей Герасимов

Художественный руководитель Александрийского театра драмы им. А. С. Пушкина Валерий Фокин начал разговор о новой государственной политике в области культуры, рассказав, что уже создана рабочая группа по подготовке проекта документа.

- Конечно же, одна из главных задач этого документа – определение приоритетов, механизмов, инструментов, создание многоуровневого культурного пространства на всех уровнях: на федеральном, региональном и муниципальном, - обозначил Валерий Владимирович. - И восстановление театрального пространства (я бы так сказал, театральной системы) – это очень важный фактор, потому что, безусловно, театральная система, которая покрывала бы театральное поле страны, во многом сегодня разрушена.

По словам Фокина, государству для начала требуется «анализ театрального хозяйства»: что происходит с театральными площадками в стране, каков уровень театрального образования и что хотят видеть зрители. До сих пор, надо понимать, таким анализом никто не занимался. Зато ясно, что многое зависит от отношения к театру власти на местах.

В качестве примера Валерий Фокин сравнил Псков и Барнаул:

- Местный губернатор пригласил господина Сенина, молодого главного режиссёра, в театр. Это здорово, потому что мы имеем сегодня проблему с институтом художественных руководителей. То, что он смелый, его пригласил, доверил ему участвовать в реконструкции и так далее, – это прекрасно. А вот, например, здесь присутствует другой молодой главный режиссёр – Дмитрий Владимирович Егоров, из Барнаула - там совершенно другая картина, абсолютно. Там недостроенное, по сути, здание, исправлен 20 раз управлением культуры проект, оборудование ужасающее, театр не принимает директор – её уволили, раз она не принимает. Главный режиссёр борется, но сам уже висит на волоске, он, наверное, сам лучше меня расскажет об этих проблемах. Но поразительно другое – что губернатор не хочет встречаться с коллективом. Просто какая-то средневековая процедура!

- Он у меня только что был и просил помочь в строительстве театра, - защитил Владимир Путин губернатора Алтайского края Александра Карлина. Отдавать своих назначенцев на съедение мастерам культуры он явно не собирался.

- Самое главное, я хочу сказать, дело не в персоналиях, в конце концов, а дело в отношении, - уступил Фокин. - Дело в отношении власти, потому что ведь и проблема художественного руководителя и директора сегодня по-прежнему в провинции стоит очень серьёзно, в регионах.

Под конец худрук напомнил о нашумевшем законопроекте, которым предполагалось обязать творческих работников раз в пять лет проходить аттестацию.

Одни связывали с ним надежды на обновление театральных коллективов (об этом позже сказал и председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин), другие увидели инструмент увольнения неугодных, причем не только актёров. В любом случае, законопроект пока завис.

- Второе чтение в Думе блокируется, просто блокируется, никуда не двигается, ничего не происходит, - пожалел худрук Александринского театра.

- А мы сейчас Владимира Ростиславовича сразу попросим прокомментировать, что с законопроектом происходит, - повернулся Путин к министру культуры.

Владимир Мединский доложил, что текст «вызвал чудовищное сопротивление» со стороны оппозиционных фракций:

- На протяжении уже длительного времени я пытаюсь всячески ускорить процесс принятия его во втором и третьем чтении – вопрос висит.

- Я предлагаю сделать это не силовым способом. Не просто включить механизм голосования, с помощью «Единой России» продавливать это, а нужно их убедить, - проявил президент России милость к оппозиционерам в Госдуме. - И их тоже послушать. Не исключаю, что могут быть какие-то здравые вещи, которые нужно будет учесть в ходе доработки закона.

Поручив Мединскому организовать парламентские слушания, Владимир Путин попросил «включить» Саратовский академический театр юного зрителя имени Киселёва. На экранах появился директор ТЮЗа Анатолий Барсуков и выступил с речью, которую собравшиеся в пресс-центре уже успели оценить во время репетиции. Смысл ее сводился к тому, что театры юного зрителя остро нуждаются в государственной финансовой поддержке, и чем больше – тем лучше.

- Как известно, в нашей стране растёт рождаемость, и, как следствие, растёт потребность в театральном искусстве для детей. На наш взгляд, необходимо поднять вопрос о создании адресной федеральной поддержки театра для детей. Поддержка театра, работающего с детской аудиторией, – это инвестиции в будущее. Ведь мы знаем, что спектакли для детей нужно делать, как для взрослых, только ещё лучше, - убеждал директор театра, который сегодня имеет в своем распоряжении почти тысячу посадочных мест. И это только в новом здании, которое достроили в конце 2011 года, через тридцать лет после старта проекта. Старое здание ТЮЗа 1910 года постройки саратовцы сожгли (не специально, конечно) в октябре 2012-го.

Но Владимир Владимирович не стал давить на эту больную мозоль. Нашел другую:

- Вы сказали о том, что за последний год увеличилась и заработная плата артистов. А на сколько процентов за год, можете сказать?

- На 14 процентов, - уточнил Барсуков. - Если средняя заработная плата в 2012 году, именно артистов, мы не скрываем и цифры, составляла 15 700 рублей, то по итогам 2013 года эта заработная плата составляет 17 800.

На долю секунды повисла пауза. Как показалось, Владимир Путин попытался представить себе эту цифру, 17 800, в качестве ежемесячного дохода. Безнадежная затея для человека, который последние 14 лет распоряжается всеми ресурсами государства.

«Нежен, прелестен, очарователен, но частен»

Худрук Василий Сенин демонстрирует гостям отреставрированную большую сцену Псковского драмтеатра. Фото: Артём Аванесов, ПЛН

Никак не прокомментировав заработки саратовских актеров, Владимир Путин передал слово псковичу, литературному критику Валентину Курбатову.

Валентин Яковлевич мгновенно погрузил публику в глубины философского осмысления трагедии отечественной культуры.

- Я с радостью услышал самые главные слова о государственной культурной политике, которые сегодня были, кажется, произнесены впервые за всё время нашего последнего существования. Не первый год я участвую в заседаниях Общественной палаты или в нашем Совете, и всякий раз мне кажется, что мы начинаем сразу с частных вопросов, опасливо обходя самые общие: товар наша культура или народное сердце, продаём мы её, матушку, или строим, какого человека ждёт от культуры государство? Ведь гражданское общество, которое мы сейчас ищем, – это только договор о ненападении, - с первых же слов озадачил литературный критик.

Пересказать его выступление невозможно, как невозможно было уловить на слух идеи, с которыми Валентин Яковлевич вышел к членам Президентского совета. Временами из поэмы в прозе слушатель мог выхватить довольно зловещие образы – про «национальное кровообращение», не устоявшее перед постмодернизмом, например.

К счастью, уже на следующее утро полная стенограмма заседания появилась на официальном сайте президента. Так что теперь выступление Курбатова доступно не только тем, кто не был на мероприятии, но и тем, кто был.

Невозможно удержаться от просторной цитаты:

- Заглянешь в театральные новости и увидишь, что один взялся за Шекспира, другой решил интерпретировать Чехова. Как, должно быть, сжались старики Шекспир и Чехов при виде этих засучивших рукава молодцов, готовых взяться и интерпретировать. И как в рекламе: от Владивостока до Калининграда один набор постеров и призывов жить здесь и сейчас, получая все и сразу, так и в театре все одинаково смелы и метафоричны. А сидишь где-то в костромском или хабаровском театре – не разберешь, потому что для того, чтобы в хабаровском и костромском сидеть, надо, чтобы Гамлет родился в Костроме или в Хабаровске, и Треплев, и Тригорин, тогда мы услышим их собственным сердцем и поймем.

Однако ошибкой было бы думать, что такой опытный общественный деятель, как Валентин Курбатов, не заложил в свое выступление конкретные цели и задачи.

- Вот поглядишь на это, и, признаться, от родного нашего Псковского театра при его великой традиции после без малого 10 лет ремонтного молчания хотелось бы открытия поосновательней «Графа Нулина» из чужих краев, - наконец, раскрыл интригу Курбатов. - Зритель-то ведь не весь из телевизора, есть и воспитанные нашим театром с великими стариками, отмеченными в Пскове мемориальным досками. И заботиться о новом зрителе надо, но не заигрыванием, не массовым переездом в цивилизованное человечество, а уважением своего Отечества и своей великой культуры, на которую мир оглядывался.

Великие старики, по всей видимости, возлагали большие надежды на этот пассаж. Один из них, председатель Псковского отделения СТД Юрий Новохижин, ранее пытался донести ту же идею (она, в двух словах, сводится к неприятию Василия Сенина и его идей) до губернатора. Обращение к более высокой инстанции тоже не имело успеха.

- Я только не очень понял, что вы имели в виду по поводу сегодняшнего спектакля? Вы же критик, вы решили их покритиковать за это, или что? – отреагировал Владимир Путин.

- Я уже видел, как это называется, тизер, простите, этого спектакля, тизер, - чувствовалось, что уже один этот англицизм оскорбляет тонкую натуру литературного критика (страшно представить, что он мог прийти и на сам спектакль). - Поглядел и подумал: десять лет мы ждали театра нетерпеливо, на цыпочки привстав, он был для нас действительно знаменем, мы в этот театр бегали сломя голову и ночевали в нем, так он был важен, сущностен. И ждали, естественно, что нам либо «Бориса» покажут, либо что-нибудь еще более серьезное, властное, основательное, упорядочивающее. Та самая культурная государственная политика, а не только «Граф Нулин», который будет нежен, прелестен, очарователен, но частен, не для открытия даже театрального Пушкинского фестиваля и тем более не для сегодняшнего определяющего заседания.

- Понятно, - кивнул президент. - Но это вы решили Сенина прокритиковать, наверное, правильно, так ему и надо. Чего только представителей власти критиковать. Правда, я не знаю, чем вам «Нулин» не понравился: хорошая вещь, пушкинская, написанная здесь, недалеко от Пскова. Мне кажется, что это любопытно, интересно. Уверен, что и у Сенина Василия Георгиевича, и у его коллектива есть все возможности показать зрителю и другие вещи, и не пушкинскую пародию на Шекспира, а самого Шекспира. Они вполне в состоянии это сделать. И уверен, это будет сделано, конечно.

- «Сидел, написал и смутился отчасти, смутился, что написал в тот день, когда 14 декабря на площади», - в отчаянии обратился Курбатов к источникам. - Сегодня то же самое, странная опасность – мы ставим «Нулина», а площадь стоит 14 декабря где-то там. «И нет Трубецкого», – говорит она…

- Так получилось. История такая, - пожал плечами Путин.

На другой стороне стола Василий Сенин в этот момент, наверное, с облегчением выдохнул.

«Бывают вопиющие случаи»

Труппа Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина в костюмах постановки «Граф Нулин». Фото: Сергей Герасимов

Наконец перешли к вещам практическим. Актер Константин Хабенский коротко рассказал про свое «экспериментальное детище» - студии творческого развития, которые сегодня работают в восьми городах страны. Школьники, проучившись несколько лет по этой методике, «выйдут из стен школы свободными, веселыми, легкими, думающими, умеющими красиво излагать свои мысли людьми», говорил Константин Юрьевич. Он предложил разработать методику для федеральной программы.

Идея федеральной программы по производству свободных думающих людей удостоилась сдержанного одобрения президента.

Худрук «Государственного театра наций» Евгений Миронов после рассказа о фестивале театров малых городов затронул тему, которую театральный мир, похоже, в первую очередь желал донести до главы государства:

- Я говорил о том, что в регионах огромная финансовая зависимость от подхода руководства области. Бывают вопиющие случаи, мы их все знаем. Последний был – а может, уже и не последний, я не в курсе – в Тюменской области, где все театры и филармонии были под благовидным предлогом «оптимизация управления» объединены в одно объединение. Это свидетельствует о полном непонимании специфики нашего дела вообще.

Губернатор Тюменской области Владимир Якушев в декабре 2013 года подписал распоряжение «О реорганизации государственных автономных учреждений культуры Тюменской области», согласно которому объединяются пять учреждений культуры — Тобольский драмтеатр им. П. П. Ершова, городская филармония, драматический театр, театр кукол и масок и ДК «Нефтяник» им. В. И. Муравленко. Это решение было воспринято, мягко говоря, неоднозначно.

- И что, это ущерб нанесло? Это же не творческое объединение, это наверняка чисто административно-хозяйственное, которое ставит цель минимизировать, видимо, расходы, - усомнился президент.

- Здесь есть Сергей Владимирович, который может сейчас конкретно ответить по этому вопросу, - указал Миронов на директора Тобольского драмтеатра Сергея Радченко. Тот однако цеховым интересам решил предпочесть свои, карьерные.

- На самом деле у нас замечательный губернатор, он умеет слышать и слушать, - начал он свою речь. Буквально за минуту Сергей Владимирович свёл на нет все усилия театральной общественности, мечтавшей через президента заставить Якушева отыграть назад:

- Сейчас всё выстраивается, мне кажется, с большой пользой. У нас бюджет театра увеличился на 30% по сравнению с 2013 годом. Правительство Тюменской области дало добро на реализацию различных проектов, которые связаны с привлечением внимания опять же к проблеме театров малых городов России.

Евгений Миронов определенно чувствовал себя не в своей тарелке. Он попытался было, без микрофона, перенаправить Радченко в другое русло, но тот был неумолим.

- Сейчас я не могу сделать однозначный вывод, честно признаюсь, как на духу, потому что, я говорю, огромный большой плюс – это консолидация и материальной части, и финансовых ресурсов, и именно поддержка и решение проблем в рамках объединения, потому что эта идея всё равно витает в воздухе, - держал строй директор Тобольского драмтеатра.

По всей видимости, он вполне уверен в своем будущем – и в том, что поддержка коллег по цеху ему больше никогда не понадобится.

«Театр обновляет создание спектаклей, которые хотят видеть все»

Актёр Константин Хабенский и художественный руководитель МХАТ им. Чехова Олег Табаков. Фото: Сергей Герасимов

Между тем проблема объединения театров беспокоит не только Тюмень. В Хабаровске объединили два театра – ТЮЗ и театр кукол, ничего хорошего из этого не вышло.

- Один коллектив развивается нормально (ТЮЗ), а театр кукол находится в плачевном положении, тем более учитывая нашу отдалённость и кадровые проблемы, - рассказал Константин Кучикин, художественный руководитель Хабаровского ТЮЗа. – Нет возможности одному человеку сосредоточиться на проблемах двух театров, это невозможно. Отец должен быть один, в одной семье должен быть отец, на две семьи жить нельзя.

- А вот Олег Павлович считает, что можно, - усмехнулся Путин.

Нельзя сказать, что худрук МХАТ им. Чехова Олег Табаков полностью с ним согласился:

- Не то чтобы я хочу упрекнуть сливающие администрации в один узел в городе Тюмени или в каких-то иных сибирских городах, но это не выход из положения. Это, так сказать, либо словоблудие, либо, в общем, равнодушие, потому что, если говорить всерьёз, не назначения и перемещения обновляют театр, а театр обновляет создание спектаклей, которые хотят видеть все.

В итоге Владимир Путин согласился, что «одно дело – филармонией руководить, другое дело – кукольным театром», но ограничился предложением «просто посмотреть, можно ли это делать в сфере культуры вообще, а если делать, то каким образом». В переводе с президентского на простонародный это означает, что как минимум эту задачу совещания театральным деятелям решить не удалось.

Совещание тем временем давно перешло контрольный рубеж 18.00. Но, спасибо мобильной связи, надежда попасть на «Графа Нулина» еще не оставила счастливых обладателей билетов, застрявших в областной администрации. Было известно, что премьеру решили чуть-чуть задержать.

Это чуть-чуть, правда, в итоге растянулось почти на час, то есть при строгом соблюдении расписания Василий Сенин успел бы сделать не вступительное, а заключительное обращение к зрителям.

Тем не менее дождались. Любопытство и буфет удержали зрителей от перемены планов на вечер. Музыкальное изложение пушкинской поэмы «Граф Нулин» под музыку Россини и группы Drift началось при полном аншлаге. Через час зал раскололся на два непримиримых лагеря. Одних яркая и оригинальная трактовка Пушкина привела в восторг, другие ужаснулись эксперименту. Впрочем, это уже совсем другая история.

Одно скажу: спектакль, про который сразу ясно, что он очень понравился либо очень не понравился, – это в любом случае хороший спектакль. Столько, как за последние два дня, о театре в Пскове не говорили, наверное, никогда – в том числе в кругах, ранее совершенно далеких от драматического искусства. Как ни крути, многообещающее начало нового этапа псковской театральной жизни.

Светлана ПРОКОПЬЕВА

 

 

Дополнительные ссылки