Псковская область

Межбюджетные отношения в России являются колониальными – Лев Шлосберг

27.12.2019


Традиционное выступление перед началом 38-й сессии Псковского областного Собрания депутат Лев Шлосберг (фракция «Яблоко») посвятил анализу бюджета Псковской области и межбюджетных отношений региона с федеральным центром за последние 10 лет. Он представил презентацию «Федеральный бюджет и Псковская область: как создаются провалы в бюджете», подготовленную на основе данных Министерства финансов РФ и Федерального казначейства.

По мнению депутата, перед принятием главного финансового закона области важно понимать, в каких отношения с бюджетом Псковской области и, соответственно, жителями региона находится федеральный бюджет, потому что: «во многом федеральная бюджетная политика предопределяет проблемы бюджета Псковской области и те бюджетные «тупики», в которых мы сегодня находимся».

Политик отметил, что входящие в региональный бюджет деньги делятся на три основные части: налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления, заемные средства. И соотношение долей этих средств между собой имеет принципиальное значение.

Лев Шлосберг отметил, что с 2009 по 2019 годы наблюдается «осторожный» рост налоговых и неналоговых доходов в бюджете региона, которые составляют основную часть бюджета, но с учётом необходимых расходов это – менее ⅔ от потребности.

Среди налоговых доходов подоходный налог ежегодно составляет до 45% собственных доходов области и, как отметил депутат, «граждане Псковской области наполовину финансируют бюджет региона в части собственных доходов»; налог на прибыль организаций – масштабы которого показывают «крайне низкое экономическое состояние региона и отсутствие в достаточном количестве экономически успешных предприятий»; несколько видов налогов на совокупный доход, связанных с предпринимательством и сельским хозяйством, и налоги на имущество (в основном организаций), потому что налог на имущество граждан почти отсутствует.

Депутат отметил, что также в бюджет Псковской области поступают акцизы (акцизный центр находится в Смоленске), которые формируют региональный дорожный фонд, и здесь, по его мнению, есть важный «интересный момент»: «Это по сути дела целевые деньги (акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла), которые формируют дорожный фонд области, но Минфин зачитывает их как часть доходов бюджета региона. Это с точки зрения математики создает намного более благополучное представление о доходах бюджета. Между тем ежегодно в течение последних двух лет эти около 3,5 млрд. руб. идут целевым образом на дорожный фонд».

Политик подчеркнул, что никакой системы безвозмездных поступлений из федерального бюджета в бюджете Псковской области не существует: «Фактически безвозмездные поступления (кроме дотаций) зависят от конкретных проектов и договоренностей администрации области с Правительством, Минфином, органами исполнительной власти РФ».

Дотации из федерального бюджета распадаются на три источника: дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности (основная дотация) и, по словам депутата, «именно в её недостаточном размере заключается одна из причин бедности бюджета Псковской области»; «скромная» дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета; и поступающая последние три года в бюджет Псковской области дотация на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, которая фактически является целевой дотацией на выполнение майских указов президента – и за счёт этой дотации общая сумма дотаций выросла.

По субсидиям и субвенциям из федерального бюджета (это строго целевые деньги, которые поступают на конкретные мероприятия) наблюдается «полный хаос» – отсутствие системы и логики, падение субсидий и субвенций происходит в течение двух последних лет: «Фактически целевые средства федерального бюджета в течение последних двух лет в бюджете Псковской области участвуют на минимальном уровне».

Политик отметил, что сравнительный анализ доходов и расходов бюджета области за десять лет (без источников финансирования дефицита и акцизов) показывает, как в бюджете региона ежегодно формируется «провал» в несколько миллиардов рублей, которые область должна восполнить «как сможет» – региону зачитывают в базовые доходы бюджета акцизы, которые в заполнении расходной части бюджета не участвуют, так как формируют только дорожный фонд.

Депутат констатировал, что основным источником финансирования бюджета региона в такой ситуации становятся заемные средства – кредиты. Пиком заёмных средств в бюджете региона стал 2017 год, и к этому моменту закредитованность бюджета стала «сверхнормативной» – госдолг превысил собственные доходы в отдельные периоды, что вызвало «особое» отношение Минфина: «По результатам этих показателей Псковская область сейчас ограничена в свободных действиях с бюджетом, обязана согласовывать с Минфином каждое увеличение расходов и дополнительные расходы. Фактически на территории области частично введено внешнее бюджетное управление в части разрешения дополнительных расходов».

Депутат подчеркнул, что двукратное увеличение объема заемных средств в 2015-2017 гг. – «выдающаяся заслуга» экс-губернатора Псковской области Андрея Турчака, и последствия этого кредитного долга будут ощущаться на бюджете региона как минимум последующие 5 лет.

Лев Шлосберг показал, что структура получения и погашения федеральных кредитов отражает общую ситуацию с кредитованием бюджета региона. По этому показателю пиковыми являются 2015-2018 гг., а в текущем году федеральный бюджет фактически прекратил кредитование бюджета региона на принципах безвозмездных кредитов (ставка 0,001%). Вслед за этим аналогичные меры применяет администрация области к муниципальным образованиям из-за отсутствия ресурсов для выдачи кредитов.

Динамика получения и погашения коммерческих кредитов областным бюджетом также является частью «долговой петли», которая висит на бюджете Псковской области. В 2016 году средства на обслуживание госдолга области достигли почти 1 млрд. руб.

Для понимания возможностей бюджета России политик обратил внимание на параметры федерального бюджета на 2019-2023 гг. В него ежегодно заводится профицит: в 2019 г. – около 2 трлн руб., в 2020 г. – около 1 трлн руб., в 2021 – более 500 млрд. руб.

При этом в структуре расходов федерального бюджета на 2020 год весь фонд поддержки регионов РФ составляет около 1 из 19,5 трлн. руб., но при этом почти 80 субъектов – это реципиенты («получатели») федерального бюджета.

Лев Шлосберг сделал вывод, что в стране проводится «колониальная бюджетная политика»: «Правительство РФ воспринимает регионы как «колонии», откуда поступают человеческие, трудовые, а не только материальные ресурсы. Но после этого все регионы за исключением 5-6, обладающих нефтегазовыми ресурсами, оказываются в положении “просящего”, кто у кого просит: кто – на Ильинке [на ул. Ильинка находятся Минфин РФ и администрация президента], кто – на Охотном ряду [на ул. Охотный Ряд расположена Государственная Дума]».

Из всего вышеизложенного политик сделал выводы: «Структура поступлений в бюджет Псковской области предопределяет его слабость и дефицитность. Собственные доходы покрывают около половины потребностей, безвозмездные поступления недостаточны для выполнения обязательств. Чтобы сбалансировать бюджет Псковской области дотации федерального бюджета должны быть увеличены примерно в два раза».

По словам депутата, такое увеличение – это минимальная оценка: «Социальные расходы бюджета Псковской области искусственно сжимаются. Фактические потребности отличаются минимум на 50% в сторону увеличения, если считать реальные потребности областного бюджета и консолидированного бюджета с учетом потребностей муниципалитетов».

Парламентарий подчеркнул, что основным источником финансирования дефицита бюджета области по-прежнему являются кредиты коммерческих банков, а бюджетное кредитование фактически завершено.

Структура внутреннего государственного долга области показывает закредитованность бюджета. Требование Минфина о сокращении соотношения госдолга к собственным доходам снижает кредитоспособность бюджета и стимулирует ограничение расходов. Лев Шлосберг напомнил: «При этом за последние два года ни одно из дополнительных соглашений, подписанных администрацией области с Минфином, не было выполнено и не могло быть выполнено, поскольку для бюджета области, как неоднократно подтверждала администрация, эти обязательства абсолютно непосильны».

По мнению политика, межбюджетные отношения Российской Федерации и регионов являются «репрессивными и фиксируют низкий уровень бюджетной обеспеченности»: «Слово “Федерация” в названии “Российская Федерация” с точки зрения межбюджетной политики сегодня является лишним».

Напомним, в декабре 2018 года перед принятием бюджета Псковской области на будущий год и плановый двухлетний период Лев Шлосберг также выступил с докладом и презентацией. Тогда он также заявил, что бюджетная политика в стране является «колониальной», а региональную бюджетную политику назвал «дорогой в тупик».

В ноябре перед рассмотрением проекта закона о бюджете региона на 2019 год в первом чтении депутат сказал, что бюджет поддерживается «системой искусственного дыхания» из федерального центра. Новое выступление Льва Шлосберга показало, что искусственное дыхание является недостаточным.

Автор: Пресс-центр псковского «Яблока»

Дополнительные ссылки

Темы: