Псковская область

Лев Шлосберг опубликовал три законопроекта «о неуважении власти к народу»

09.04.2019


Среди санкций для публичных лиц: штрафы до 1 млн. руб., обязательные работы на срок до 200 часов, административный арест до 30 суток

 28 марта в выступлении на сессии Псковского областного Собрания депутат Лев Шлосберг (фракция «ЯБЛОКО») анонсировал внесение законопроектов «о неуважении власти к народу», отвечающих на вступивший в силу закон «о неуважении к власти», известный также как «закон Клишаса».

Тогда парламентарий заявил, что бичом российского государства является безнаказанность, в том числе при принятии коллегиальных решений: «Право на принятие решений, определяющих жизнь десятков миллионов людей, в условиях безнаказанности вылилась в тотальное, ежедневное насилие власти к народу. Законы перестали соответствовать праву и стали орудием власти против людей».

В результате депутат подготовил три законопроекта: «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления ответственности за публичное неуважение к установленным и гарантированным Конституцией Российской Федерации правам и свободам человека и гражданина), «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с совершенствованием государственной защиты установленных и гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина» и «О внесении дополнения в статью 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Все три законопроектав минувший понедельник, 8 апреля, опубликованы на личном сайте Шлосберга в разделе «Законодательные инициативы».

В пояснительной записке к первому законопроекту депутат заявляет, что он направлен на урегулирование дисбаланса публичных и частных интересов в РФ, возникшего после принятия закона «о неуважении к власти».

Далее Шлосберг отмечает: «Одновременно с законоположениями об установлении ответственности граждан РФ не разработаны нормы, обеспечивающие ответственность органов и должностных лиц, которые в силу своего публичного статуса должны обеспечивать соблюдение прав и свобод человека и гражданина, и за выполнение данных публичных функций получают вознаграждение из бюджетов разного уровня, а также от использования национальных ресурсов, либо от использования государственной и муниципальной собственности«».

Например, подчеркнул парламентарий, не предусмотрена ответственность за ряд действий, которые приобрели в стране систематический и публичный характер. В числе таковых он указал: «оправдание нарушения прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией и законами РФ; рекомендации и указания, не входящие в компетенцию должностных лиц, установленную законом, о поведении граждан в быту и (или) связанные с особенностями пола, возраста, материального положения, профессии и других признаков гражданина или группы граждан».

Кроме того, Шлосберг пояснил, какие действия составляют отдельную категорию правонарушений: «Прямо не возбуждающие рознь по признаку политических убеждений, однако создающие у неограниченного круга лиц впечатление безнаказанности неправомерных действий против граждан с политическими убеждениями вообще, и сторонников оппозиционных политических партий в частности (например, “других судов у нас для вас нет”).

Депутат добавил, что частично ответственность, отсутствие которой восполняет его законопроект, прописана в локальных правовых актах, предписывающих должностных лицам этичное поведение: «Вместе с тем процедура привлечения к ответственности должностного лица за неэтичное поведение не носит публичный характер и является усмотрением вышестоящего должностного лица. Более того, для лица, занимающего публичную выборную должность, подобная ответственность не предусмотрена».

По мнению Шлосберга, перечисленные обстоятельства говорят о несоразмерности ответственности граждан, предусмотренной законом «о неуважении к власти» и ответственности защищаемых этим законом должностных лиц, органов государственной власти и местного самоуправления.

Депутат убежден, что существует необходимость законодательно установить ответственность органов и лиц, претендующих на уважительное отношение граждан к себе: «Эта необходимость отражает высокую общественную потребность в установлении справедливого баланса прав и обязанностей рядовых граждан и публичных должностных лиц, в первую очередь выборных, обладающих в силу занимаемых должностей возможностью пользоваться ресурсами публичной власти».

Законопроект, внесенный Львом Шлосбергом, вводит «административную ответственность за публичные действия, выражающие или формирующие отрицательное отношение к установленным и гарантированным Конституцией РФ правам и свободам человека и гражданина, но не несущие признаков экстремизма».

В этих условиях, считает Шлосберг, необходимо защитить сферы законотворческой и правотворческой деятельности от посягательств на конституционные основы демократического государства.

Политик поясняет, что его законопроект направлен против укрепившегося в последние годы мнения, что «коллегиальность принятия правовых актов обеспечивает безнаказанность как для должностных лиц, внёсших проект правового акта, так и для лиц, принимающих участие в принятии решения (голосовании)».

Поэтому, отмечает Шлосберг, законопроектом предлагается ввести ответственность за «личное голосование лица, исполняющего публичные политические полномочия и функции, за принятие, утверждение, издание нормативного правового акта, признанного в судебном порядке выражающим публичное неуважение к установленным и гарантированным Конституцией РФ правам и свободам человека и гражданина».

Парламентарий полагает, что повсеместное численное преобладание в органах государственной власти и органах местного самоуправления членов и выдвиженцев от одной политической партии «создает условия для принятия правовых актов не по воле и в интересах избирателей, а в силу партийной дисциплины и наличия у одной политической партии абсолютного большинства голосов, необходимых и достаточных для принятия коллегиальных решений в представительном органе».

Парламентарий сообщает, что правоприменение проекта закона в части установления ответственности членов коллегиальных органов должно быть обеспечено персональным учетом действий указанных лиц в ходе голосования, для чего Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», федеральные законы «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подлежат дополнению соответствующими нормами, чему посвящены два отдельных законопроекта, внесенные депутатом.

Основная новация вносится в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, который депутат предлагает дополнить новой статьей 5.70: «Публичное неуважение к установленным и гарантированным Конституцией РФ правам и свободам человека и гражданина лицами, замещающими должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, государственных и муниципальных органах, государственными и муниципальными служащими, иными должностными лицами, руководителями организации».

Само правонарушение сформулировано как «Публичное действие, выражающее явное неуважение к установленным и гарантированным Конституцией правам и свободам человека и гражданина».

В десяти частях проекта статьи 5.70 перечисляются нормы, за нарушение которых наступает ответственность, причем базовая ответственность за публичное неуважение к установленным и гарантированным Конституцией РФ правам и свободам человека и гражданина устанавливается и для рядовых граждан – в существенно меньших масштабах, чем для публичных лиц). Санкции для публичных лиц значительно возрастают при совершении ими второго и последующих правонарушений.

Первая часть: «Публичное действие, выражающее явное неуважение к установленным и гарантированным Конституцией правам и свободам человека и гражданина, – предупреждение или штраф в размере от 1 тысячи до 3 тысяч рублей».

Вторая часть: «Те же действия, совершенные лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности, либо работниками организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) РФ, субъектов РФ и (или) муниципальных образований превышает 30%, либо работником организации, осуществляющей в соответствии с законодательством отдельные государственные полномочия, – штраф от 50 до 100 тысяч рублей или административный арест до 5 суток».

Третья часть: «Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, – штраф от 100 до 200 тысяч рублей, или обязательные работы до 50 часов или административный арест до 10 суток».

Четвертая часть: «Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, – штраф от 200 до 300 тыс. руб., или обязательные работы до 100 часов или административный арест до 15 суток».

Пятая часть: «То же деяние, совершенное лицом, указанным в части 2 настоящей статьи, в отношении группы лиц по признаку пола, возраста, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, политического убеждения, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, – штраф от 100 до 200 тыс. руб. или обязательные работы до 100 часов или административный арест до 10 суток».

Шестая часть: «Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 настоящей статьи - штраф от 200 до 300 тыс. руб., или обязательные работы до 150 часов или административный арест до 15 суток«».

Седьмая часть: Действия, предусмотренные частью 5 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, – штраф от 300 до 500 тыс. руб., или обязательные работы до 200 часов или административный арест до 20 суток».

Восьмая часть: «Деяние, предусмотренное частью 5 настоящей статьи, выразившееся в голосовании за принятие, утверждение, издание нормативного правового акта, признанного в судебном порядке выражающим публичное неуважение к установленным и гарантированным Конституцией РФ правам и свободам человека и гражданина, совершенное депутатом Госдумы, членом Совета Федерации, высшим должностным лицом субъекта, депутатом законодательного собрания субъекта, главой муниципального образования, депутатом представительного органа муниципального образования, членом высшего коллегиального органа государственной власти, членом коллегиального органа федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда, органа государственной власти субъекта, органа исполнительной власти субъекта, органа исполнительной власти муниципального образования, – штраф от 200 до 300 тыс. руб., или обязательные работы на срок до 100 часов или административный арест до 15 суток».

Девятая часть: «Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, – штраф от 300 до 500 тыс. руб., или обязательные работы до 150 часов или административный арест до 20 суток».

Десятая часть: «Действия, предусмотренные частью 8 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, – штраф от 500 тыс. до 1 млн. руб., или обязательные работы до 200 часов или административный арест до 30 суток».

В примечании Шлосберг формулирует, что именно следует понимать под публичным действием, выражающим явное неуважение к установленным и гарантированным Конституцией РФ правам и свободам лица: «Публичное выступление, в том числе распространенное с применением СМИ и (или) информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе в сети «Интернет», информации (материалов), предназначенной (предназначенных) для неограниченного круга лиц, в котором содержатся: явное неуважение к установленным и гарантированным Конституцией правам и свободам человека и гражданина, либо отрицание установленных и гарантированных Конституцией права и свобод человека и гражданина, либо оправдание нарушения установленных и гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина; либо оправдание необходимости осуществления таких действий, либо рекомендации и указания, не входящие в компетенцию должностных лиц, установленную законом, о поведении граждан в быту и (или) связанные с особенностями пола, возраста, материального положения, политических убеждений, профессии и других признаков гражданина или группы граждан».

Ранее парламентарий прокомментировал законы «о неуважении к власти» и «фейковых новостях» в эфире радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» и также посвятил этой теме эфиры программы ШлосбергLive 11 марта и 8 апреля, 21 марта опубликовал колонку «Понуждение к уважению» в газете «Псковская губерния».

О завершении юридической работы над законопроектами депутат объявил 5 апреля в эфире радиостанции «Эхо Москвы в Казани» и подробно прокомментировал их содержание и задачи в эфире программы ШлосбергLive в минувший понедельник, 8 апреля.

Депутат надеется, что его инициативы будут поддержаны другими оппозиционными депутатами по всей стране. В частности, в интервью радиостанции «Эхо Москвы в Казани» Лев Шлосберг сказал: «У меня есть обращения из целого ряда регионов России: граждане будут требовать от своих депутатов внести аналогичные законопроекты в свои законодательные собрания, и, может быть, случится чудо, отыщется депутат Госдумы, [который] просто выносит [проект] на рассмотрение всей Государственной Думы. Это будет настоящий законодательный флешмоб. Мы покажем, что есть депутаты, законодатели, которые не согласны с этим правовым беспределом: он на самом деле неправовой.

…В нашей стране появились сотни законов, которые не соответствуют праву. Право – это то, что защищает человека. Когда закон начинает унижать человека, ограничивать его права, продвигать насилие по отношению к человеку – это антизакон, это антиправо. Законы, которые мы сегодня обсуждаем, – это неправовые акты, и на них должен был быть квалифицированный жесткий юридический ответ».

Автор: Пресс-релиз псковского «Яблока»

Дополнительные ссылки

Темы: